«Формирование математических преставлений у детей младшего дошкольного возраста»

 Консультация для родителей
«Формирование математических преставлений
у детей младшего дошкольного возраста».
 

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Знания математического содержания нужны ребёнку для успешной социальной адаптации, а также, для ориентировки во всё более развивающихся информационных и технологических процессах в обществе. 

Взрослым необходимо открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир так, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться. Как и когда это лучше делать? Математика окружает нас везде с первых дней жизни, с помощью её мы решаем множество вопросов в повседневной жизни, поэтому начинать знакомить ребенка с ней можно уже в раннем детстве.

Элементарные математические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом. Они способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формируют настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

С чего же начать знакомство с важной наукой? Обучение счету и счетным операция никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем более дошкольника. В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо. В младшем дошкольном возрасте важно:


·     формировать умение различать, запоминать и назвать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрические тела (шар, куб), развивать умение определять форму предметов;

·     развивать представления ребенка о размерах предметов (длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/тонкий, большой/маленький);

·     формировать умение определять количество предметов, выявлять отношения равенства и неравенства по размеру и количеству, прикладывая и накладывая предметы (больше, короче и т.д.)

·     развивать умение ориентироваться в пространстве (впереди/сзади, слева/справа, рядом, на, над, под, между) и во времени (утро, день, вечер, ночь, сначала/потом, раньше/позже);

·     развивать умение группировать (по двум свойствам), сравнивать и обобщать.

У детей 3-4 лет сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, им трудно сосредоточить свое внимание на чём – то не интересном для них. Поэтому в данном возрасте, обязательно, нужно учить  через игру. Ведь игра имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности – той деятельностью, в которой ребёнок готов усваивать новые и сложные для него знания. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А взрослый привлекает ребенка, в первую очередь, как партнёр по интересной совместной деятельности.

Играйте с ребёнком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей пошло на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть, табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.


Познакомившись с формами, их названиями, действием подбора по образцу, трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образцу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, ёлка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на столе или листе чистой бумаги.

Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши, которые есть дома практически у каждого.

Можно придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, играет ребенок с машинками, спросите какая машинка больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину, в какой гараж можно поставить?

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще – тоньше, дорога длиннее - короче, солнце выше деревьев или ниже).

В игре так же лучше отрабатывать навыки установление равенства – неравенства и счёта, используя различные игровые ситуации. Например, предложить малышу покормить кукол, мягких игрушек. Вместе с ребенком рассадить игрушки и предложить накрыть на стол: каждой игрушке надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем игрушкам хватило тарелок, давай перед каждой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Ребенок охотно будет помогать накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева, справа от него, впереди, сзади.

Спрашивайте, какое сейчас время года. Называйте текущий месяц, день недели. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста рекомендовано использовать дидактические игры:

ü на освоение умений соотносить предмет с изображением, контуром или силуэтом («Найди такой же, «Рамки-вкладышы»);

ü на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Составь картинку», игры с пазлами, разрезными картинками);

ü на объёмное моделирование – сооружение простых построек из элементов (серии игр «Кубики для всех», различные конструкторы);

ü на воссоздание узоров, изображений по образцам или по замыслу («Сложи узор», блоки Дьенеша, палочки Кюизнера»

ü на освоение умений группировать по форме, по размеру («Найди такие же», «Найди столько же», «Найди все квадратные», «Найди круглые большие»), пользуясь блоками Дьенеша и другими материалами.



 

Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих ему минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношений, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Играйте в предложенные математические игры, придумывай их вместе с ребёнком!

Интересных вам игр!

Воспитатель Анастасия Петрова

Источник:

1.     Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

2.     https://www.maam.ru/detskijsad/matematicheskoe-razvitie-detei-3-4-let.html

3.     https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/258278-konsultacija-dlja-roditelej-ispolzovanie-igro

 

2 комментария: